Газета «Вестник»
Архив

№ 11 (950)
27 марта 2009


Заголовки в формате RSS

Пересдача для министров


Ректор УлГУ Борис Костишко наряду с руководителями других вузов страны принял участие в IX съезде ректоров России.

На форуме, проходившем в Московском государственном университете, главы вузов России фактически представили программу дальнейшего развития образования в условиях кризиса. Весомости этой программе добавило присутствие на съезде Президента Дмитрия Медведева, который вместе с президентом РСР, ректором МГУ им. Ломоносова Виктором Садовничим озвучил, что и как будет происходить в российском образовании в ближайшем будущем. Около 25 тысяч студентов-контрактников могут быть переведены на бесплатное обучение, количество бюджетных мест в магистратуре и аспирантуре увеличится, при вузах появятся дополнительные рабочие места. Большой подмогой студенчеству станет «заморозка» цен на платные услуги (около 300 вузов РФ уже заявили о своей готовности пойти на такой шаг) и создание образовательной системы кредитования, привлекательной и для банков, и для заемщиков. Привлекательной последняя может стать только в случае высоких гарантий со стороны государства. Правительство уже взяло на себя три четверти ставки рефинансирования. Что же касается студентов-бюджетников, мощным стимулом для улучшения их успеваемости продолжают служить президентские стипендии, размер которых в этом году увеличится в два-три раза.

Ректор МГУ Виктор Садовничий предложил также ввести квоты на прием на работу молодых специалистов — выпускников вузов. По его словам, в этом году пять процентов компаний вообще не планируют брать на работу молодежь, а остальные попросту сокращают количество молодых специалистов в своих штатах в среднем на четверть.

— Можно вместе подумать о том, чтобы сделать обязательной для работодателей некую квоту приема на работу ребят, только что окончивших вуз, и гарантировать им сохранение рабочего места на определенный срок, — заметил Садовничий.

Впрочем, министр Фурсенко воспринял идею ректора ведущего вуза страны с осторожностью.

— Это сложный вопрос, который нужно обсуждать, — сказал министр. — Создание каких-то режимов “обязаловки” может привести к обратной реакции: работодатели вместо того, чтобы создать условия для прихода молодых специалистов, будут думать, как бы от них отделаться.

По словам Фурсенко, мерой поддержки выпускников может стать возрождение так называемого института стажеров-исследователей, поддержку которых частично возьмет на себя государство, а частично — работодатель.

Вице-президент Российского союза ректоров, президент СПбГУ Людмила Вербицкая выступила за то, чтобы сочинение снова стало обязательным выпускным экзаменом в школе, итоговой формой контроля знаний по русскому языку и литературе. Напомним, что с введением ЕГЭ сочинение приобрело лишь рекомендательных характер. Ее поддержал и Виктор Садовничий: “Отказ школ от сочинения под предлогом, что больше нет такого вступительного экзамена, может породить у учеников неспособность не только правильно выражать мысли, но и вообще мыслить”.

Выслушав выступления друг друга и приглашенных гостей, среди которых был и Патриарх Кирилл, ректоры сформулировали основные проблемы современного российского образования и вынесли предложения к государству по их решению. Среди требований – отмена на три года ЕГЭ, замена специалитетом системы бакалавриата и магистратуры, обязательное преподавание русского языка на всех факультетах.

Представители Министерства образования, выслушав декларацию ректоров, заявили, что считают большинство предложений «непродуктивными». «Сначала мы должны посмотреть, как будут работать уже принятые нами законы, а потом уже что-то в них изменять», – сказал Андрей Фурсенко. Он убежден, что в школах и вузах надо уделять время изучению иностранных языков, а люди со знаниями, по его мнению, сдадут любой экзамен, какими буквами он бы ни назывался.

В свою очередь, Виктор Садовничий заявил коллегам, что «следовать указаниям министерских работников» вузы вовсе не обязаны. Глава МГУ сослался на высказывание Президента, что закон не священная корова, и его можно всегда исправить. Впрочем, Садовничий добавил, что «недовольство некоторыми реформами вовсе не значит, что ректоры против нововведений». Большими достижениями для образования Виктор Антонович назвал создание национальных исследовательских институтов и образовательные гранты. Кроме того, работникам вузов нравится внесенный в Госдуму законопроект, позволяющий им создавать малые коммерческие предприятия, которые могут обеспечить рабочими местами около 30 тысяч выпускников. У вузов появилась возможность строить национальные парки, дома для своих ученых и молодых специалистов, им нужно специальное агентство, которое предоставляло бы кредиты студентам, абитуриентам и самим вузам.

Министр и ректоры сошлись во мнении — уровень преподавания в школах и вузах сильно упал за последние годы. А также пришли к выводу, что стране срочно нужен новый закон об образовании. Результаты съезда ректоры официально предъявят правительству и министерству через неделю. А председатель Комитета Госдумы по образованию Григорий Балыхин сообщил, что проект нового закона об образовании готовится и будет внесен в Госдуму в 2010 году. Видимо, на это время ректоры назначили министрам дату «пересдачи».

Предыдущая статья  Следующая статья
Архив
Ульяновский государственный университет

Главный редактор: Хохлов Д.Г.

Адрес:
432700 г.Ульяновск
ул. Водопроводная, д.5

Телефоны:
67-50-45, 67-50-46

Газета зарегистрирована
28.03.1996 г. Поволжским регионалным управлением Госкомпечати. С 1335.

Site design:
Виорика Приходько

Programming:
Олег Приходько,
Константин Бекреев,
Дмитрий Андреев

[Valid RSS]


Свежий номер   |   О нас   |   Для рекламодателей   |   Доска объявлений   |   Письмо в редакцию   |   Ссылки

Copyright © Вестник, 2001-2021